III. Цели и задачи развития
дополнительного
образования
детей
Целями Концепции
являются:
обеспечение прав
ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
расширение
возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в
сфере образования;
развитие
инновационного потенциала общества.
Для достижения
целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
развитие
дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к
познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование
мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной
ситуации развития" подрастающих поколений;
интеграция
дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности
и индивидуализации системы образования в целом;
разработка
инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их
самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании,
диагностика мотивации достижений личности;
повышение
вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
обновление
содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей,
потребностями семьи и общества;
обеспечение условий
для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры
дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и
обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизма
финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных
общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния
здоровья, социально-экономического положения семьи;
формирование
эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного
образования детей;
создание условий
для участия семьи и общественности в управлении развитием системы
дополнительного образования детей.
IV. Принципы государственной политики
развития
дополнительного
образования детей
Развитие
дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала
предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере
посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области
содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и
экономических моделей.
Востребованы
следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления
развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для
него свободу и неформализованность, основывающиеся на
принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования,
вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и
организаций):
принцип социальной
гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование
детей;
принцип
общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей
в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по
бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и
поддержку семей;
принцип реализации
права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и
подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей
деятельности;
принцип
общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия
детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра
дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ
разной направленности и сетей организаций дополнительного образования,
обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в
современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;
принцип расширения
социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное
образование;
принцип
общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой
коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть
"Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к
расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач,
цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения,
направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и
подростков, их самообразование и позитивную социализацию;
принцип содействия
государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей
безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего
характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий
реализации дополнительных общеобразовательных программ,
психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию
детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
принцип
общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций,
организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению
возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и
подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские
больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и
промышленные комплексы);
принцип программоориентированности, где базовым элементом системы
дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не
образовательная организация;
принцип
преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий
возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Проектирование и
реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на
следующих основаниях:
свобода выбора
образовательных программ и режима их освоения;
соответствие
образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
вариативность,
гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность
содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и
продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой
характер реализации.
V. Основные механизмы развития
дополнительного
образования
детей
Основными
механизмами развития дополнительного образования детей являются:
формирование в
средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования,
соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном
информационном гражданском обществе;
межведомственная и
межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого
взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в
рамках кластерных систем;
создание
интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;
партнерство
государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;
открытый
государственно-общественный характер управления сферой дополнительного
образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности,
экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех
или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества
реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;
создание
конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества
услуг;
сочетание в
управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов
государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
персонифицированное
финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения
образовательной траектории участников дополнительного образования путем
закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного
обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю),
реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой
программы потребителем;
единая система
учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных
программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся
на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на
портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о
защите персональных данных;
информационная
открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о
качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях,
образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной
экспертизы этих программ;
обеспечение
инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного
образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы
дополнительного образования и успешных мировых практик;
поддержка
образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого
внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким
социально-экономическим статусом);
развитие сферы
дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска
и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации
и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в
сфере высоких технологий и промышленного производства;
опора на инициативы
детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного
потенциала подростковых и молодежных субкультурных
сообществ.