VI. Основные направления реализации Концепции
Обеспечение
доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:
формирование
системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования
детей;
формирование на
федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ
дополнительного образования детей;
модернизацию
системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование
и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;
создание открытых
сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных
общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора
программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;
включение в базовый
(отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере
образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и
дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств
по размещению информации об этих программах;
нормативное,
методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления
дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных
комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и
вариативность образовательных траекторий;
внедрение
механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих
программы для детей в сельской местности;
поддержку
дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также
поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного
образования детей;
проведение
информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей
в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в
воспитании детей.
Расширение спектра
дополнительных общеобразовательных программ предполагает:
ресурсную и
нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных
программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
разработку и
реализацию модели разноуровневых дополнительных
предпрофессиональных программ;
разработку и
внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных
потребностей;
увеличение
предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку
программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период;
расширение
разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного
образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том
числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных
школ (смен);
внедрение
инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного
образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки);
нормативное
закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах
(промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы,
культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм,
методическая поддержка их реализации;
создание
необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными
видами спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной
организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту
России".
Развитие системы
управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ
предполагает:
формирование
межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей,
включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций;
внедрение и
совершенствование современных федеральных государственных требований к
дополнительным предпрофессиональным программам;
разработку и
внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки
качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности
деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;
организацию
регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации
дополнительных общеобразовательных программ;
поддержку
существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад,
конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в
системе дополнительного образования;
внедрение системы
выявления и учета (в том числе при поступлении в профессиональные образовательные
организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей
в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную
активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.
Развитие кадрового
потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:
апробацию и
внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
модернизацию
требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного
образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических
кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
разработку и
внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и
руководителями организаций дополнительного образования;
создание условий
для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов,
их профессионального и творческого развития;
расширение
возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых
специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих
педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных
требований;
внедрение системы
оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки
качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;
привлечение к
деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей
науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;
поддержку включения
в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе
индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг
дополнительного образования без получения лицензии на осуществление
образовательной деятельности;
включение в
основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору
обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей, включение в
основные профессиональные образовательные программы педагогического,
психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных
модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с
талантливыми детьми и молодежью;
введение профилей
дополнительного образования в двупрофильные программы
бакалавариата, создание программ магистратуры, ориентированных
на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей;
обеспечение
модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с
талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической
практики;
формирование
современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития
педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация
сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью
обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское
сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования,
организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на
базе ресурсных центров и лучших практик и др.);
модернизацию
образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров
для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области
менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю
организации;
внедрение механизмов
адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с
талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми
с ограниченными возможностями здоровья;
поддержку создания
и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы
дополнительного образования детей.
Совершенствование
финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования
предполагает:
развитие механизмов
финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе
нормативно-подушевого финансирования организаций
различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе
внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет
бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим
программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации и др.), в музыкальных школах, школах искусств и
спортивных школах;
разработку и
внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных
общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного
образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование
для малообеспеченных и многодетных семей, включение дополнительного образования
в состав направлений возможного расходования части подоходного налога (при
внесении в законодательство права граждан распоряжаться частью подоходного
налога), рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при
получении гражданами потребительского кредита на обучение по дополнительным
общеобразовательным программам;
создание
механизмов, расширяющих возможность частичной оплаты потребителями услуг по
реализации дополнительных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования государства и потребителя);
разработку
предложений по созданию механизмов мотивации бизнеса в развитии дополнительного
образования детей, в том числе с использованием системы льгот и преференций,
включая налоговые;
выделение в
муниципальном задании общеобразовательным организациям самостоятельного раздела
на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей.
Расширение участия
негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования,
внедрение механизмов государственно-частного партнерства предполагает:
обеспечение
конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному
финансированию;
совершенствование
(при необходимости - упрощение) лицензионных требований в сфере дополнительного
образования детей для всех организаций и индивидуальных предпринимателей,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
развитие
механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за
государственное (муниципальное) имущество, для негосударственных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
использование
механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
предоставление
государственных гарантий для перспективных инициативных проектов в сфере
дополнительного образования детей;
увеличение
масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным
некоммерческим организациям;
формирование
механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц;
содействие развитию
корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования
детей.
Модернизация
инфраструктуры дополнительного образования детей предусматривает:
создание в системе
дополнительного образования детей на федеральном уровне и на уровне субъектов
Российской Федерации сети "ресурсных центров" для обеспечения
технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического,
художественного творчества и спорта;
развитие сети
организаций дополнительного образования в субъектах Российской Федерации в
соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями,
градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в
объектах социальной инфраструктуры;
модернизацию и
развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного
образования в области физической культуры и спорта, инфраструктуры образования,
досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов
для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;
воссоздание на
новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и
регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети
клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;
внедрение
современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов;
ориентацию системы
территориального планирования, строительства, управления имущественным
комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и
развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной
деятельности;
развитие
учебно-технической промышленности, включая производство оборудования,
инструментария (музыкальных инструментов, спортивного инвентаря) и методических
пособий для дополнительных общеобразовательных программ, в том числе через
систему налоговых стимулов для предприятий, включение инвестиционных проектов в
сфере дополнительного образования детей (интерактивных музеев, многофункциональных
культурно-образовательных центров дополнительного образования) в перечень
приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, утверждаемый
Правительством Российской Федерации;
создание условий
для использования в системе дополнительного образования цифровых инновационных
технологий, в том числе учебно-научно-производственных мастерских по цифровому
дизайну и трехмерному прототипированию,
мультипликационных и видео-студий;
стимулирование и
поддержку средств массовой коммуникации (средства массовой информации,
телевидение, сеть "Интернет" и др.) в расширении репертуара
качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной
продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и
профессиональное самоопределение детей и подростков;
придание статуса
учебных пособий учебно-методическим материалам в сфере дополнительного
образования детей, способствующим реализации федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования (детская и научно-популярная литература,
электронные образовательные ресурсы, тематические коллекции социокультурных
ресурсов, научно-популярные фильмы, развивающие игры, имитационные модели).
Развитие
неформального и информального образования
предполагает:
расширение
возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев,
библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных
центров) в дополнительном образовании детей;
поддержку
общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп
детей и подростков) медийных (использующих в качестве
инструментов сервисы сети "Интернет", телевидения, радио,
мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков,
формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной
жизненной позиции;
развитие программ
открытого образования, создание в сети "Интернет" специализированных
порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;
поддержку развития
сектора программ "учения с увлечением" (таких как эксплораториумы,
"города профессий", парки научных развлечений, творческие мастерские,
тематические парки);
нормативную,
методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма;
реализацию проектов
по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных
(самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая
реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).
VII. Этапы реализации Концепции
Реализация
Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2014 - 2017 годы и II этап -
2018 - 2020 годы.
На I этапе
планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также
создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного,
научно-методического обеспечения).
Будут внесены
обеспечивающие реализацию Концепции изменения в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020
годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", включая
уточнение объема необходимых для реализации Концепции бюджетных ассигнований.
Предполагается
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих
предусмотренные Концепцией институциональные изменения.
По приоритетным
направлениям Концепции будут разработаны и реализованы в субъектах Российской
Федерации пилотные проекты.
В субъектах
Российской Федерации на основе Концепции будут разработаны региональные
программы развития дополнительного образования детей, начнется их реализация.
На II этапе будет
продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных
программ развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться
распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик
реализации Концепции в субъектах Российской Федерации. Особое внимание будет
уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.
Финансирование
плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных
источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных
инвестиций.
Начиная с I этапа Минобрнауки России совместно с Минкультуры России, Минспортом России, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и заинтересованными организациями будет проводиться
постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени
достижения ожидаемых результатов.
VIII. Ожидаемые результаты реализации
Концепции
Реализация
Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:
дополнительными
общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в
возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована
мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных
общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из
широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
созданы условия и
сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов
неформального и информального образования в целях
саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
сформированы
механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном
образовании;
семьям с детьми
предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и
дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная
поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных
траекторий;
сформированы
эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления
дополнительным образованием детей;
реализуются модели
адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
обеспечено высокое
качество и обновляемость дополнительных
общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения
квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля,
независимой оценки качества и саморегулирования;
действуют
эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального
развития педагогических и управленческих кадров;
сфера
дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и
предпринимательской инициативы;
созданы
благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора,
государственно-частного партнерства, инновационной активности,
научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих
предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных
программ;
создана комплексная
инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям
в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.
В результате
реализации Концепции будут обеспечены:
повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей саморе