В
семье больной ребенок…
НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ, А ДЕЙСТВУЙТЕ
То, что человек должен, то он и может
Г.В. Гегель
НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ.
Случилось непоправимое, и
нужно принять свершившийся факт.
Предаваться отчаянию некогда. Вы нужны своему ребенку терпеливыми,
сильными, любящими, уверенными.
Давайте сосредоточимся и
вместе подумаем, как быть дальше.
Во-первых (и это самое главное!), сохранять спокойствие,
хотя бы внешнее.
Во-вторых, получить всю
возможную информацию о заболевании ребенка и вашей роли в его лечении и
реабилитации.
В-третьих, наметить план
действий и следовать ему.
И, наконец, помнить всегда о
вашей собственной ценности для ребенка, а потому уделять время и себе,
заботиться о своем душевном и физическом здоровье.
Необходимо понять, что вы
изменить в состоянии, а что - нет, и не распылять силы на пустые и ложные
действия. То есть, если полное излечение ребенка невозможно, ваша цель -
научить его жить с этим заболеванием полнокровно, активно, самостоятельно и
получать радость от жизни, ведь другой у него не будет.
Несомненно, важнее, как
человек
принимает свою судьбу,
нежели она на
самом деле.
А. Гумбольдт
УЧИТЕСЬ СОХРАНЯТЬ
СПОКОЙСТВИЕ.
Легко посоветовать:
сохраняйте спокойствие. А как его сохранять, если устал от забот и тревог и
легко выходишь из себя, если каждый равнодушный взгляд или чье-то обидное
слово нарушают душевное равновесие? Появляется желание ответить на чужую
неделикатность тем же или замкнуться и горько переживать случившееся. И первое,
и второе не поможет снять конфликт или вернуть прежнее равновесие. А при
печали, обиде, гневе, горе в мозгу происходят биохимические процессы,
разрушительно действующие на нервные клетки. Длительные же отрицательные эмоции
приводят не только к нарушению высшей нервной деятельности, но и к истощению
организма, в результате чего могут возникнуть различные тяжелые заболевания
(например, язва желудка, ишемическая болезнь сердца и другие).
Вот несколько рецептов,
помогающих достойно и без потерь выйти из стрессовой ситуации:
1.Сравните происходящее с масштабами нашей
жизни, планеты, Вселенной, наконец, всего мироздания. Подумайте, ведь то, что
расстроило вас только что, вы превозможете, оно пройдет, и через несколько лет
(через несколько дней!) вы об этом даже не вспомните.
2.
Попытайтесь
отвлечься, дайте своей отрицательной энергии выплеснуться путем физической
активности — займитесь уборкой, стиркой либо мытьем посуды. Включите любимую
музыку.
3.
Прежде
чем ответить разозлившему вас собеседнику, сосчитайте до десяти, дайте себе остыть.
Попробуйте перевести все в шутку, улыбнитесь.
4.
Представьте
своего собеседника в кругу его семьи, добродушным и нежным с близкими, или,
наоборот, огорченным, обиженным, и злость на него
пройдет.
5.
Научитесь
расслабляться. Существует для этого немало различных способов, однако каждому
ближе свой. Вспомните, что именно — какая поза, какая музыка, какое занятие —
приносит вам облегчение.
6.
Если
есть возможность, примите теплую ванну с добавлением какого-нибудь средства
или пены. Хорошо расслабляет и успокаивает.
Словом, действуйте по
обстановке, выбирайте то, что больше вам подходит и надежнее помогает.
Главное — сопротивляйтесь
обстановке, которая вас расстраивает, злит, раздражает, и не жалейте времени на
то, чтобы привести свою психику в норму. Эти затраты окупятся с лихвой.
Благородная
цель облагораживает
деятельность
во имя этой цели.
М. Монтень
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННО ДОБЫВАЙТЕ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Давайте попробуем напомнить
себе источники, из которых можно ее почерпнуть, и специалистов или организации,
на помощь которых можно рассчитывать.
*
Во-первых,
это лечащий врач ребенка. Не стесняйтесь спрашивать его обо всем, что вас
волнует и о чем вы еще не знаете. Попросите показать,
как делать необходимые манипуляции дома. Не надейтесь на память, записывайте
то, что услышали и узнали.
*
Во-вторых,
это другие врачи-специалисты, у которых можно получить консультацию.
*
Если
ребенок нуждается в медицинской реабилитации, укреплении здоровья, вам помогут
в реабилитационных отделениях, отделениях восстановительного лечения детских
поликлиник, а также в реабилитационных центрах. Узнайте о них в своей детской
поликлинике.
*
Научно-популярная
литература и периодика. Если в одной книге нет того, что вам нужно, ищите
другую.
*
Если
дорого покупать или выписывать газеты и журналы, найдите дорогу в ближайшую
библиотеку.
*
Обратитесь
в Центр медицинской профилактики, где концентрируется вся новейшая информация.
*
Ребенок
не посещает детское учреждение и вам необходимы советы педагога? Педагог есть в
детской поликлинике. Можно также обратиться к
учителям, работающим в специализированных детских учреждениях, где
воспитываются дети с разными заболеваниями и отклонениями в развитии.
Адреса и телефоны таких учреждений можно найти в комитете по образованию
местной (городской, областной) администрации или в телефонном справочнике.
*
Вам
или вашему ребенку требуется консультация психолога, психотерапевта или
психиатра? Психиатры есть в детских поликлиниках, а также в психиатрическом
диспансере. Психологи имеются в детских учреждениях, школах обычных и специализированных.
Если есть возможность, запишитесь на прием к платному психотерапевту.
Существуют также центры психологической помощи, телефоны доверия.
*
Чтобы
получить информацию о льготах тяжелобольным и их семьям, обратитесь к юристу
детской поликлиники или непосредственно в юридическую консультацию. Вам
разъяснят все, посоветуют и помогут, если необходимо собрать какие-то
документы, оформить свои права юридически.
*
Если
ребенок имеет инвалидность, свяжитесь с обществом инвалидов, узнайте, какие
детские секции в нем есть. Существуют общества родителей
детей-инвалидов, ассоциации по различным видам заболеваний у детей. Всегда
полезно ощутить поддержку людей, находящихся в сходной ситуации,
воспользоваться их опытом, знаниями, конкретной помощью. Кстати, то, чего
невозможно добиться в одиночку, вполне возможно сообща, организованно.
*
Есть
еще и такие общественные организации, как Общество Красного Креста, Фонд
милосердия и здоровья, Детский фонд.
*
В
сложной ситуации можно обратиться в комитет социальной защиты, комитет по
делам семьи, материнства и детства местной (городской, областной)
администрации.
Так что вы не одиноки.
Посмотрите, сколько адресов, по которым могут предложить помощь и дать
необходимые сведения. Но узнать о ваших проблемах они смогут только от вас.
Будем тверды
в достижении цели и
мягки в
средствах ее достижения.
Аквавила
СОСТАВЬТЕ ПЛАН.
Нас захлестывают текучка,
ежедневные заботы, круговороты серьезных проблем; и бытовых мелочей. За этой
непрерывной суетой очень просто утратить конечную цель своих стараний. Вот
почему эту цель надо непременно обозначить и осознать.
Что вы хотите?
Вылечить ребенка, если это возможно.
Вырастить дитя способным жить
самостоятельно и интересно, несмотря на болезнь.
Как достичь этих целей?
Обдумайте и запишите
(обязательно!) свои задачи.
Выделите главные и подумайте,
каковы будут ваши действия для их осуществления. Постарайтесь решить, что
необходимо делать сейчас, а что через год, два, пять... Кто вам может помочь?
Это план ваших действий.
Почаще сверяйтесь с ним в своих каждодневных хлопотах.
Ум человека можно определить по
тщательности, с которой он учитывает
будущее или исход дела.
Г.К.
Лихтенберг
ПУСТЬ ДЕТЕЙ В
ВАШЕЙ СЕМЬЕ БУДЕТ НЕСКОЛЬКО.
Сколько их у вас? Если
ребенок один и этот единственный ребенок тяжело и надолго болен, а может быть,
имеет инвалидность, подумайте, не родить ли еще одного малыша. Чтобы был в
семье и здоровый ребенок, а с ним нормальные заботы и радости. Чтобы он
добился чего-то большего в жизни. Чтобы была вам на старости лет опора, а
вашему больному ребенку — братская помощь и поддержка.
Начните, как всегда, с
необходимой информации. Надо обратиться в медико-генетическую консультацию или
к генетику консультации «Брак и семья», чтобы снять вопрос о вероятности возникновения
наследственных заболеваний у ваших последующих детей, о том, насколько велик
риск попытаться родить здорового ребенка. К рекомендациям этого специалиста
необходимо прислушаться особенно внимательно. Потому что и вообразить себе
невозможно весь груз проблем, если у вас появится еще одно больное дитя.
Когда генетик обнадежит вас в
благополучном исходе, посоветуйтесь с акушером- гинекологом и другими
специалистами. Они выявят все существующие факторы риска рождения ребенка с патологией,
оценят их и вынесут свое заключение. Ведь здесь имеет значение все — как
возраст, вес, профессия, перенесенные болезни, резус-фактор крови будущей
матери, так и состояние здоровья отца.
Сразу же, как только стало ясно,
что беременность наступила, будущая мама должна встать на учет в женской
консультации и неукоснительно выполнять все указания врачей. Лучше не рисковать,
а перестраховаться!
Если в семье уже есть другие
дети, нельзя забывать об их потребности в любви и ласке. Дети склонны
ревновать родителей к собственным братьям и сестрам. Видя, что тем достается
больше внимания и заботы, они могут проявить агрессивность и грубость по
отношению к ним. Дайте здоровому ребенку возможность участвовать в уходе и заботе
о больном, помогать ему и вам, вместе играть, гулять, поощряйте эмоциональную
близость между детьми, чтобы они стали друзьями на всю жизнь.
Выдержка – способность
быть терпеливым в печали.
Платон
ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА В
ЛЮБВИ.
Болезнь ребенка - настоящий
стресс для родителей. Если болезнь серьезная и длительная, в стрессовой
ситуации они пребывают постоянно. Шок, неверие, гнев, страдание, чувство
собственной вины, поиски виновных последовательно сменяют друг друга. Это
естественные реакции на подобную беду. Надо их пережить, а потом, взявшись как
можно раньше, приложить все силы для лечения, реабилитации ребенка, создания
комфортной, душевной, спокойной обстановки, атмосферы любви и заботы о нем.
Прежде всего ребенок должен знать и
чувствовать, что вы его любите. Здесь очень важен телесный контакт — ласки,
объятия, поглаживание по головке, по спинке, по руке успокаивают ребенка,
придают уверенность, что вы его любите.
Ваша задача — выполнять все
предписания врачей, связанные с лечением ребенка. Как это осуществить,
учитывая довольно своеобразное отношение ребенка к болезни?
Дети, как правило, до
подросткового возраста не в состоянии оценить свое болезненное состояние,
увидеть свои дефекты такими, какими видят их окружающие. Это и хорошо, и плохо.
Хорошо, потому что ребенок ведет себя естественно, он доверчив и дружелюбен,
рад общаться с другими детьми, активно развивается умственно, духовно, эмоционально
и физически в процессе игр и общения, учится жить среди людей, получает богатый
жизненный опыт, соответствующий его возрасту.
Однако сложно заставить
ребенка следовать специальному режиму — соблюдать диету, дозировать физические
нагрузки, выполнять специальные упражнения, принимать лекарства и процедуры,
отказываться от любимых занятий. Ему не хочется регулярно посещать врачей,
сдавать анализы, часто связанные с неприятными ощущениями. Это естественное
поведение ребенка, и надо относиться к нему с пониманием.
Как же быть? Если внушать
ребенку постоянно, что он болен, что ему нужно вести себя по-особому, не как
другим детям, он почувствует себя изгоем, ущербным, будет стесняться
окружающих, замкнется в себе, дефицит контактов с другими детьми нарушит его
нормальное развитие, приведет впоследствии к неумению общаться с окружающими,
к конфликтным ситуациям.
Поэтому в обращении с
ребенком необходимо найти «золотую середину». Нельзя полностью ограничивать
его инициативу, укрощать его желания, подчеркивая, что это связано с болезнью.
Постарайтесь найти для этих ограничении, если они
действительно необходимы, другие разумные доводы. Убедите ребенка, что
посещать врачей, сдавать анализы положено всем детям. Постарайтесь при ребенке
не обсуждать с врачом или знакомыми особенности его здоровья. Скройте от него
свою тревогу, страхи, не выказывайте плохое настроение из-за его болезни, так
как он остро чувствует ваше состояние и оно ему
передается. Ребенок может вообразить, что он скоро умрет, может втайне
переживать свое горе, чаще всего необоснованное и преувеличенное. Зачем
подвергать его этому испытанию?