В страхе больше зла,
чем в предмете,
которого боятся.
Цицерон
ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА В
ТЕРПЕНИИ.
К сожалению, наша медицина
еще несовершенна. Многие диагностические и лечебные процедуры и манипуляции
неприятны и даже болезненны. Взрослый человек обладает необходимой волей,
понимает, что главное — побороть страх, зато потом придут и радость, и
удовлетворение: вы победили себя, и все неприятное позади.
А как же ребенок? В
классическом руководстве одного из известнейших врачей XIX века Теодора Бильрота
«Домашний уход за больным» находим вот такие наблюдения и нестареющие
рекомендации: «Двойная беспомощность больного ребенка — как ребенка и как
больного — увеличивает ответственность и заботы для окружающих, и все-таки как
доктора, так и сиделки, имевшие дело со многими пациентами, согласны с тем,
что вообще за детьми приятнее ухаживать, чем за взрослыми. Они обыкновенно
менее требовательны и более терпеливы.
Эту податливость часто
совершенно упускают из виду и при необходимых, но неприятных лечебных мерах
вместо увещаний обращаются прямо к насилию. Это делается отчасти потому, что
требуется очень небольшое усилие, чтобы открыть ребенку рот или держать его
во время небольшой операции и т. д. В таких случаях чаще всего было бы гораздо
лучше предоставить свободу детям и возбудить их самолюбие, признавая за ними заслугу
добровольного соглашения или еще показывая вид, что ход неприятной процедуры
зависит отчасти от них самих.
...Никогда не следует,
уговаривая ребенка, обманывать его — ни относительно того, что его ожидает,
ни относительно награды, которую он получит. Обман в случае повторения той же
необходимости окажется неудобным не только с педагогической, но и с чисто
практической точки зрения.
Конечно, бывают случаи, когда
увещания не помогают, как, например, у очень маленьких или у больших, но
упрямых детей. В таких случаях следует руководствоваться следующим принципом:
чем больше сил имеется в распоряжении, тем легче насилие в отношении ребенка.
Недостаточно примененной силой можно скорее причинить боль ребенку, чем
достигнуть цели».
Добавим к этому, что если ребенка заранее настроить, объяснить, в чем будет
заключаться процедура, он будет меньше бояться. Главное — он должен
почувствовать вашу уверенность в том, что все будет хорошо, вашу гордость им и
доверие к нему. И он сделает все как надо. А потом наградите его за терпение
новой игрушкой или лакомством, посочувствуйте и похвалите, приласкайте,
доставьте ему побольше положительных эмоций, чтобы они перевесили пережитые
страх и боль.
Л. Предел хитрости – умение
Л. управлять, не применяя силы.
Л. Вовенарг
ЛЕЧИТЕ РЕБЕНКА В
ИГРЕ.
Да, это так. Лечение можно
превратить в игру, а игру — в лечение. Проявите фантазию, изобретите такие игры
для вашего ребенка. Ведь игра — очень важный элемент в его жизни, с ее помощью
он осваивает жизнь, формирует свое отношение к различным предметам, людям,
положениям, получает навыки, выплескивает отрицательные эмоции, успокаивается
или получает заряд энергии.
Специальные упражнения,
лечебные манипуляции в домашних условиях можно превратить в игру. Ребенок
может с удовольствием перевоплотиться в зайца, мишку, любимую куклу и даже
врача или «пациента понарошку», а вы, в свою очередь, тоже найдите себе
подходящий образ, придумайте сюжет игры, в который естественно вошла бы необходимая
процедура.
Если у ребенка угнетенное или
агрессивное настроение, страхи или тревога, попробуйте обыграть это, пусть
куклы заговорят об этом. Ребенок, говоря за куклу или другую игрушку,
расскажет о том, что его мучает. Чувства, выраженные словами, ослабнут, эмоции
выйдут наружу, перестанут беспокоить малыша.
Для этого также подходят
рисование и лепка. Ребенок воплотит в образы свои страхи или радость. Игра и
творчество — прекрасные средства психотерапии.
Способны сильно скрасить
жизнь больного малыша собака или кошка, птички или рыбки. Надо только сначала
проконсультироваться с лечащим врачом: нет ли у ребенка аллергической настроенности
на шерсть животного.
Домашняя живность помогает
разрядить обстановку в семье. Общение с животными дает огромный положительный
заряд. Это особенно важно для больного ребенка, часто обделенного общением со
сверстниками. Кроме того, он почувствует себя в роли старшего, опекуна,
приучится заботиться о более беспомощном существе, ощутит свою значимость и
ценность.
Если нет тому
противопоказаний, обязательно разводите комнатные цветы, и пусть ребенок помогает
вам ухаживать за ними.
Однако еще цитата из Теодора Бильрота:
«Терпение детей в
продолжительных болезнях трогательно. Окружающие должны стараться развлекать
ребенка играми и занятиями, но не слишком продолжительными во избежание
результата, противоположного тому, которого добиваются.
При продолжительных болезнях
можно развлечь ребенка тем, что его на время вынимают из кроватки и переносят в
другую комнату. Новая обстановка восстанавливает иногда потерянный аппетит ребенка,
подобно тому как иногда здоровые дети пренебрегают хорошей домашней пищей, а в
гостях с удовольствием едят гораздо худшую».
Очень просто. И очень мудро.
А. Добро – то, что служит
А. сохранению и развитию жизни.
А. Швейцер
ДОВЕРЯЙТЕ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ.
Да, и среди них
встречаются бестактные и недобросовестные, неопытные и равнодушные. Однако это
исключения из правил, и замечаем мы их именно потому, что они нетипичны,
редки. Просто все хорошее со стороны медиков воспринимается как должное, а
неприятные случаи вызывают обиду, раздражение, гнев и поэтому надолго
оставляют свой след в нашей памяти.
Врачами и медсестрами люди
обычно становятся по призванию. В тяжелейшей и долгой учебе даются им знания.
Огромного нервного напряжения и самоотдачи требует сама работа, а зарплата явно
не окупает усилий. Дома же — семья, проблемы, ведь они такие же люди, как и мы.
Давайте понимать их и верить им. Вежливость, доброжелательность, уважение и,
конечно, неукоснительное выполнение всех рекомендаций и назначений - вот что требуется от нас.
Естественно, что вы имеете
право выбрать врача по своему желанию и отказаться от услуг того, кому не в
силах доверять.
Для родителей больного-хроника лечащий
врач - и специалист, и едва ли не близкий родственник. Ни один вопрос
существования, лечения, реабилитации вашего малыша без него не решается.
Вот типичный пример. Часто
родители, наслышавшись всякого, считают вредными прививки. Положитесь на
врачей. Проконсультируйтесь со специалистом-иммунологом. Если необходимо, вашему
ребенку назначат дополнительную подготовку к прививке, чтобы его организм
легче ее перенес, а саму прививку сделают ослабленную, с учетом его
состояния. А если действительно прививки полностью противопоказаны, никакой
врач их не назначит.
Или такой вопрос, как
госпитализация ребенка. Первое чувство - желание избежать этого любой ценой. Вы
боитесь, что ребенку в больнице будет плохо, одиноко, страшно, больно, беззащитного
малыша обидят, не накормят...
Не тревожьтесь так, ваши
опасения сильно преувеличены. Если врач настаивает на госпитализации, значит,
это действительно необходимо. В домашних условиях будет трудно, а порой и
невозможно помочь ребенку. Самое разумное в такой ситуации — взять себя в
руки, успокоиться и, в свою очередь, убедить малыша, что в больнице ему будет
хорошо, интересно, там много детей, там игрушки и книги, там добрые врачи и медсестрички, а вы его любите и будете каждый день
навещать. Нельзя расстраивать ребенка своим тревожным поведением, слезами,
паникой.
При общении с работниками
отделения, которым доверяете своего малыша, постарайтесь разговаривать
спокойно, уважительно. Расскажите им важные мелочи о ребенке — как его зовут
дома, что он любит, чего боится. У вас с ними тоже должны сложиться теплые
отношения.
Ни в коем случае не
занимайтесь самолечением. Контроль за состоянием здоровья ребенка со стороны
лечащего врача, консультации узких специалистов, своевременная сдача определенных
анализов крайне необходимы! Чтобы не было привыкания организма ребенка к
лекарствам, врач подберет другие, подходящие именно для вашего малыша. Ведь
каждый организм индивидуален. Все тонкости и закономерности лечения известны
только врачу. Так пусть врач и лечит.
Вы узнали о каком-то новом
или, наоборот, старом народном методе лечения заболевания вашего ребенка и
хотите его испробовать — тоже проконсультируйтесь с лечащим врачом.
Найдите специалиста, который
уже опробовал такой метод и более компетентен в нем, например
фитотерапевта, если это лечение травами. Сейчас
существует очень много методов, которыми владеют только узкие специалисты —
гомеопаты, игло-рефлексотерапевты и другие. Однако
контроль врача за состоянием здоровья ребенка при любом методе лечения
обязателен!
Доверяйте врачам, но
пользуйтесь и своим законным правом знать все о состоянии ребенка, о
планируемых методах лечения. Поэтому не стесняйтесь подробно расспрашивать
врача обо всем. Пусть он обоснует свое решение, объяснит, убедит, если вы
сомневаетесь. Ведь вы должны быть единомышленниками, и вам требуется
уверенность, что лечение пойдет малышу на пользу, не принесет ему напрасных
страданий.
А. Воспитание – это наука,
А. научающая обходиться без воспитателей.
А. Декурсель
НЕ БАЛУЙТЕ МАЛЫША.
Часто родители больного
ребенка стараются загладить свою мнимую вину перед ним и излишне оберегают его
от всех возможных опасностей и неприятностей, во всем ему угождают, делают за
него то, что он может сделать сам. Такая гиперопека,
то есть сверхмерная опека, приносит только вред. Постарайтесь этого избежать,
не повторять чужих ошибок.
Гиперопека подавляет развитие самостоятельности,
инициативы в ребенке. Он делается беспомощным в ситуациях, в которых другие
дети справляются с проблемами и трудностями. Это может снизить самооценку
ребенка, он будет себе казаться хуже других. Возникает комплекс неполноценности,
портится характер, постоянные переживания порождают невроз.
Не делайте ребенка
несчастным. Самостоятельное преодоление трудностей повысит его самооценку,
уверенность в своих силах, даст радость и необходимые навыки для дальнейшей
жизни.
Воспитание
означает питание способностей ребёнка, а не создание тех новых способностей,
которых в нем нет.
Д. Мадзини
НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ,
ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ПРОБЛЕМЫ С УЧЕБОЙ.
Если даже вам кажется, что
учить его вообще бесполезно, хочу успокоить: необучаемых детей не бывает, за
исключением имеющих крайне тяжелую степень олигофрении - идиотию.
У всех дефектов в физическом и психическом развитии детей есть тенденция компенсироваться,
сглаживаться с возрастом. Постепенно и ваш ребенок догонит своих ровесников.
Нарушенные функции организма компенсируются за счет усиленного развития других.
Способности, заложенные природой, получают мощный толчок к развитию в процессе
учебы. А развитие ребенка скачкообразно, неравномерно. При условии регулярных
занятий долгое отставание в чем-то вдруг исчезнет. Неговорящие начинают
рассказывать наизусть стихи, у всех это происходит по-своему. Важно найти
индивидуальный подход к ребенку, применить особые методики обучения. Если вы
заинтересованы в этом, у вас все получится.
Постарайтесь оптимально
организовать учебу ребенка, согласуйте свои действия с учителями в школе. Если
необходимо обучение на дому, школа по месту жительства пойдет вам навстречу.
Кроме этого, есть учителя, специализирующиеся на обучении больных детей.
Существуют и организуются специальные школы для больных детей, детей-инвалидов.
Информацию об этом можно получить в районном, городском и областном комитетах
по образованию. Но, конечно, предпочтительнее, если ребенок будет ходить в
обычную школу, где сможет учиться жизни в обществе, в которое он придет, когда
вырастет.
Правда, в таком случае может
возникнуть проблема его взаимоотношений со сверстниками. Иногда дети бывают
неправильно воспитаны, жестоки, дразнят тех, кто чем-то отличается от них.
Научите вашего ребенка правильно относиться к такому поведению других детей:
это не стоит моего внимания, они плохо воспитаны — это их проблема, а я —
хороший, я себя люблю и уважаю и буду делать и говорить то, что считаю нужным и
правильным.
По словам Ф. Честерфилда,
«хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто дурно
воспитан».
Труд без удовольствия так же
заставляет страдать человека,
как и удовольствие без труда.
П.Буаст
ЗАДУМАЙТЕСЬ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СВОЕГО РЕБЕНКА.
Больной малыш и
профориентация. Совместимо ли это? Да, конечно. Ведь ваш ребенок вырастет и
должен будет работать, чтобы обеспечивать себя. Поэтому необходимо уже теперь
подумать: а какие профессии ему подойдут с учетом состояния его здоровья?
Какие навыки, знания необходимы, чтобы эти профессии получить? А какие
способности, наклонности и интересы у ребенка? Нужно ли для этого получить
высшее образование? Где и какие учебные заведения дают эти профессии? Сможет
ли ребенок осилить учебные нагрузки, а затем каждодневный труд? А вы справитесь,
помогая ему в учебе? Столько вопросов... Где же взять ответ на главней из них?
Конечно, у лечащего врача. Только он знает особенности, потенциал здоровья
вашего ребенка, отдаленные последствия заболевания. Проконсультируйтесь с людьми,
работающими по этим специальностям, о специфике работы, нагрузках, неприятных
сторонах. Посоветуйтесь со специалистами по гигиене труда — в Центрах
санитарно-эпидемиологического надзора (бывших СЭС), на кафедрах гигиены труда
медицинских академий, в медико-социально-экспертных комиссиях (бывших ВТЭК),
которые устанавливают инвалидность и дают рекомендации по трудоустройству.
Есть социальные работники в районных, городских и областных комитетах
социальной защиты, имеющие перечни специальных, учебных заведений для
инвалидов. Есть специалисты в районных, городских и областных комитетах по
образованию, которые могут порекомендовать учебное заведение для вашего
ребенка.
Имейте в виду, что в этих
учебных заведениях могут быть конкурсы, жесткий отбор, платное обучение, очень
высокие нагрузки. Хорошо проанализируйте возможности ребенка и собственные.
Выбрали подходящую профессию — постепенно настраивайте на нее ребенка,
готовьте его, заинтересовывайте, обучайте.
Дети – это
общее обоим
супругам
благо, а общее
благо
объединяет.
Аристотель
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О
СЕБЕ.
Болезнь ребенка — испытание
для обоих родителей. Ваши взаимоотношения могут в ходе совместного преодоления
трудностей улучшиться, а могут и ухудшиться и даже привести к разрыву.
Исследования ученых показали, что отец ребенка обычно более остро, чем мать,
воспринимает его болезнь, несоответствие воображаемому идеалу. Что делать,
чтобы сохранить хорошие взаимоотношения? Главное — ни в чем не обвинять друг
друга, с одинаковой любовью заботиться о ребенке, больше времени проводить
всем вместе. Ни в коем случае не замыкаться в кругу своей семьи. Без ложного
стыда представьте ребенка своим родственникам, друзьям. Ведь такое могло
случиться с любым из них.
Чаще берите ребенка с собой в
гости, гулять, развлекаться. Приглашайте гостей к себе. И вам, и ребенку это
крайне необходимо, так как без социальных контактов жизнь скучна и пуста.
Ребенок должен приучаться жить среди людей, общаться с ними, правильно себя
вести. От этого зависит его будущее.
Побольше уделяйте
внимания друг другу. Если вы с одинаковой заботой ухаживаете за вашим малышом,
у вас всегда будет много общего — дел, мыслей, тем для разговоров.
Очень часто мать больного
ребенка озабочена вопросом, как быть с работой. Из-за нередкого пребывания на
больничном, внеплановых отпусков без содержания, тревожного настроения,
снижения работоспособности неизбежны неприятности с начальством и
сотрудниками, А если ребенку требуется постоянный
уход? Столько проблем!
Конечно, рецептов на
все случаи жизни не бывает, надо взвесить все «за» и «против». Мне думается,
женщина должна иметь какую-то самостоятельность, независимость от мужа и его
зарплаты (а вдруг его не станет, не дай Бог?), необходимый для получения пенсии
стаж работы, чувство своей нужности обществу, а не только семье. Кроме того,
сама служба, общение с сотрудниками на время освобождает от домашних проблем,
дает разрядку, заставляет следить за своей внешностью и одеждой, повышает самооценку
и уверенность в себе. Так что при возможности, конечно, лучше работать.
Если за ребенком требуется
постоянный присмотр и уход, нет бабушки и денег катастрофически не хватает,
ищите работу на дому. Не можете -попробуйте с кем-то объединиться, найти
спонсоров, организовать свое дело. Таких примеров уже немало. Не опускайте
руки. У вас все получится.